Кунта йога

Введение.

Кунта Йога — йога магических символов. Каждый символ порождает определенные астральные вибрации, поэтому медитируя над символами в определенном порядке, можно войти в резонанс с Шакти, космической энергией. Иными словами, Кунта-Йога — это целенаправленная перестройка подсознания путем психических упражнений. При этом соблюдаются первые ступеней йоги — Ям и Ниям.

Ям
Ахимса — нежелание зла
Астея — неимение лишнего
Сатья — правдивость
Брахмачарья — целомудрие
Апариграха — неприсвоение чужого

Ям — не мораль, а предостережение от бесполезных расходов энергии.

Ниям

Сантоша — непривязанность к плодам своих трудов.
Тапас — неприхотливость.
Свадхьяя — чтение литературы, помогающей духовной практике.
Шауча — чистота.
Ишварапранидха — приятие естественного хода вещей.

Третья ступень йоги — Асана — весьма желательна, но не обязательна.

Раскрытие эзотерической структуры Кунта-Йоги, природы символов будет дано во второй книге. Впрочем, продвинутые адепты йоги найдут здесь достаточно указаний для более высокой садханы (духовной практики). Неофиты же, практикуя Кунта, приобретут опыт новых переживаний, что облегчит им понимание эзотерической и духовной литературы.

Словом, перед вами изложение первой ступени Кунта. Рекомендую строго придерживаться предписаний.

ПРАКТИКА

Упражнения йоги следует делать в тихой, желательно темной комнате, не менее, чем через 0,5 часа после еды. Лучшее время для занятий установите опытным путем. Большинству очень подходит раннее утро (на рассвете), причем при регулярной практике это время очень скоро входит в привычку. При возникновении неприятных ощущений, боли, прекратите упражнение, перенесите время занятий. Если это не поможет — вернитесь к предыдущей ступени.

Дхарана — (концентрация) — удержание внимания на одном объекте.
Дхьяна — (медитация) — продолжительное сосредоточение мысли на одном объекте.
Падмасана: левую стопу положите ступней вверх на правое бедро, правую на левое. При этом, правая голень лежит на левой. Руки обычно лежат на коленях в положении Дхьяна Мудра; ладонью вверх.

Другие положения рук:

  1. Рука открыта — ладонью вверх.
  2. Рука закрыта — ладонью вниз
  3. Руки скрещены на животе — в тексте отмечены особо.

Для женщин положения рук и ног относительно друг друга — противоположное указанному.

Другие позы для медитации.

Ардхападмасана: левая пятка упирается в промежность, правая стопа лежит на левом бедре.
Свастикасана: стопа левой ноги зажата между икрой и бедром правой; аналогично для правой ноги.
Сукхасана: просто сидеть «по-турецки».
Шавасана: лечь на спину на ровной поверхности, вытянуться, расслабиться, руки вдоль тела.
Ваджрасана: стоя на коленях, сесть на пятки.

ЦИКЛ 1

Тратак

Сначала вы должны научиться концентрации. Наиболее простым и эффективным упражнением является тратак — пристальный взгляд. Объект — пламя свечи или черный кружок диаметром 2 см на белом листе Поместите свечу или лист на расстояние 25-30 см от глаз, и пристально, не мигая, смотрите на объект. Когда глаза устанут, закройте их и продолжайте сосредотачиваться на пятне, оставшемся на сетчатке. Все «лучи ума» должны быть собраны во взгляде, следите за своим умом, за появлением мыслей — отбрасывайте их и возвращайте внимание к взгляду. При закрытых глазах фантом объекта начинает смещаться — не упускайте его из луча взгляда.

АУМ

Аум (Ом) — основная Мантра. Вибрации, возникающие при ее произнесении, вступают в резонанс с космическими.

ris1

Каждая мантра имеет графический аналог — символ. На рисунке 1 — различные модификации Аум. Произнесение Аум очищает как внешнее поле, так и астральное тело, придает сознанию устойчивость и ясность. Произносится Аум как А+О+У+М ( выдох идет через рот и нос одновременно, мягкое нёбо вибрирует), потом губы смыкаются, остается одно М. Все это произносится на одной ноте. При правильном произнесении Аум появляется слабый высокий шелестящий звон. Лучше петь Аум находясь в какой-нибудь асане, руки — в Дхьяна-Мудра.

Произносить мантру следует каждый день как минимум дважды — утром и вечером. Количество — кратное трем; 3, 6, 9, 12… полный цикл 108. Учитесь произносить Аум мысленно — это дополнительное упражнение в концентрации. При пении мантры старайтесь визуализировать один из символов Аум (рис. 1). Тратак практикуйте неотступно каждый день. Не перетруждайте глаза. Достигнув 5-ти минутной дхараны, приступайте к следующему циклу.

ЦИКЛ 2

Чакры и Нади

В астральном теле прана (жизненная энергия) перемещается по нади — сплетения нади называются чакрами (рис.2). Физическое тело имеет аналоги астральных структур. Сушумна — спинной мозг, чакры — крупные нервные сплетения и т. д. Задача 2-го цикла — почувствовать, увидеть чакры и нади. Ложитесь в шавасану, закройте глаза, ладони лежат на животе ниже манипуры, левая на правой. Успокойтесь. Перед глазами не должны мелькать крупные световые пятна. Начните с трикуты (аджна) — устремите мысленно взор в точку между бровей. На темном фоне вырисуется еще более темное пятно, плотное по ощущению. При правильной концентрации может вспыхнуть яркий свет. Аналогично — с другими чакрами и нади; последние надо проследить по всей длине. При дальнейшей концентрации на чакрах они могут выявляться в виде цветков различной формы и цвета. И чакры и нади должны ощущаться как четко дифференцированные структуры. Контроль выявления астрального тела — возможность выполнения следующего цикла.

ИМ

Мантра Им укрепляет ауру — энергетическую оболочку астрального тела, тем самым уменьшаются нежелательные воздействия на психику, исчезает неустойчивость эмоций, физические болезни. Произносится как пронзительное долгое «И», затем резкий переход в «М», спадающее ступенями. Концентрация на знаке, либо визуализация, либо проекция знака на тело (рис. 3).

ris2

При правильном пении мантры возникает пронзительный чистый свист, появляется глубокий тембр голоса.

Выполнение цикла: Концентрация на чакрах и нади в последовательности:
Трикута-Манипура-Сахасрара-Анахата-Брахмарандра-Вишудха-Свадхистана-Муладхара-Сушумна-Ида-Пингала.
Концентрация может быть любой длительности, но желательно сохранять порядок. Минимальный результат, который должен быть достигнут — довести до ощущения чакр, как плотных сгустков. Тратак. Пение Аум, Им — последовательность и соотношение: 2 Аум/ 1 Им/ 1 Аум.
Утром — концентрация на знаке Им.

ЦИКЛ 3

ПРАНАЯМА 1 и 2

Пранаяма — зарядка праной. Классические пранаямы — дыхательные, подробно разработаны в Хатха-Йоге. Пранаямы Кунта основаны на концентрации.

ПРАНАЯМА 1

Сядьте в Ваджрасану, руки на коленях, левая — Дхьяна-Мудра, правая — закрыта. Сосредоточьтесь на Трикуте, ощутив и увидев чакру, поместите в нее знак (рис.5), стараясь погрузить символ в чакру. Ощутив прилив праны, не ослабляйте концентрации, старайтесь четче зафиксировать символ. После прекращения потока праны фиксируйте символ еще 1-2 минуты, после чего прекращайте медитацию.

ПРАНАЯМА 2

Знак на рис. 6 аналогичная медитация на манипуре. Попробуйте выполнять пранаяму с тем и другим символом в разное время суток, т. к. почти всегда эффективен один из символов в зависимости от фаз и положения Луны. При появлении неприятных ощущений тут же прекращайте практику. Поток праны даёт обычно следующие ощущения; набегающие ярко-голубые волны, тепло или прохладу, ощущение легкости тела, полета, иллюзия увеличения тела в размерах, звон в ушах. При хорошей чувствительности
можно ощутить или увидеть локализацию пранического луча.

ЛАМ-КРИЯ

Крия (санскр.) — очищение. Лам-крия очищает нади, гармонизирует течение пранических токов, настраивает и согласует вибрации чакр. Сядьте в ардхападмасану, руки закрыты, произносите мантру ЛАМ — долгое Л, постепенно отрывая кончик языка от нёба, перейдите к «А», потом — к «М», — всё на одной ноте. Пойте ЛАМ, пока перед глазами не возникнет зеленое звездообразное пятно. Визуализируйте и удерживайте на нём голубой АУМ, пока звезда не спадёт, образовав черное пятно. АУМ ярко вспыхнет и исчезнет. Крия окончена.

СИМВОЛЫ ЯМ

Принципы Ям изложены во введении.

ris3
На рис. 7 — 11 изображены символы Ям. Постоянная медитация на них соответственно изменяет сознание, причем изменения идут изнутри, незаметно, без насильственного подавления каких-либо устремлений (это не исключает однако самонаблюдение и самоанализ). Без постижения Ям ваша садхана превратится, в лучшем случае, в пустое время провождение. Просто визуализируйте знак или помещайте его в чакру, лучше всего — в Анахату либо в одну из верхних чакр. Зафиксировав символ, внимательно рассматривайте его и погружайте в чакру. Не позволяйте знаку исчезать, в противном случае придется начать сначала. При правильной медитации вокруг знака возникает светлый мерцающий ореол. По мере очищения сознания цвет ореола приближается к золотистому.

Выполнение цикла 3

Комплекс мантр: Лам-крия — Аум-Им-Аум. Пранаяма в установленное вами время. Достигайте чёткого ощущения праны, чакр и нади — без этого невозможен переход к следующему циклу. Медитация на знаках Ям; особое внимание уделите Ахимсе (рис. 7).

ЦИКЛ 4

Джива-комплекс 1а

Джива-комплекс — медитативная крия, промывка праной чакр и нади. Выполнять через 15-20 мин. После пранаямы. Поза — Шавасана, правая нога лежит на левой, левая ладонь — на правой, на животе ниже Манипуры. Сконцентрируйтесь на Сахасраре, сформируйте в ней светящийся (или упругий) шарик праны, ведите шарик вниз по Иде до Муладхары и оставьте там. Подобным образом накопите в чакре 4-6 импульсов (шариков) праны, после чего выведите всю накопившуюся прану вверх по Пингале и выбросьте из Сахасрары. Проделайте это 3-4 раза, пока при накоплении праны в Муладхаре не появится кратковременное ощущение легкости тела. После этого посылайте прану в Муладхару до появления длительного (30 сек. -5 мин.) ощущения легкости, полёта, покачивания на волнах. После возвращения в обычное состояние выведите прану по Пингале. Муладхара очищена. Далее переходите к Свадхистане. Посылайте импульс праны по Иде в Муладхару и по Сушумне поднимите к Свадхистане.

После первого накопления выведите по Сушумне обратно в Муладхару и по Пингале выбросите прану и т. д. То есть все чакры, лежащие выше Муладхары промываются по следующей схеме: Ида-Муладхара-Сушумна-Чакра-Сушумна-Муладхара-Пингала. Алгоритм промывки тот же, что и для Муладхары. Обязательный порядок: снизу вверх — Муладхара, Свадхистана и т. д, до Сахасрары.

На первых порах выполнение Джива-комплекса занимает много времени, не всем даже удается довести его до конца — не отчаивайтесь. Если вам мешает усталость, перенесите время занятий на раннее утро. Самое главное — регулярность выполнения комплекса. Даже 3-х дневный перерыв дает заметное снижение уровня. Сначала можете промыть 1-2 чакры, через неделю комплекс будет приносить вам большое удовольствие, вы будете в состоянии определить посильный объем комплекса и постигните кое-какие тонкости техники. Когда прана идет по Иде, возникает высокий звон в левом ухе. При выведении праны по Пингале — более низкий и менее резкий звон в
правом ухе. Отсутствие этих звуков означает, что импульсы праны слишком слабы или же (для Пингалы) — использованная прана не выведена наружу. Вы не смогли накопить прану в чакре — сделайте пранаяму и вновь начните комплекс.

СИМВОЛЫ НИЯМ. ИН-медитация

Техника медитации сначала та же, что и с ЯМ; наиболее предпочтительна Трикута. После освоения символов попробуйте применить ИН-медитацию; фиксируйте знак в чакре, после чего резко погрузите его в глубь чакры. Знак при этом увеличивается в размерах и растворяется в фоне, а при дальнейшем освоении ИН-медитации, символ обращается в световую вспышку.
ris4
Символы Ниям на рис. 12-16. Медитация над Ниям приводит психику в равновесие, исчезает раздражительность, бурные проявления эмоций, возникает более адекватное восприятие реальности. Контроль тот же, что и при Ям, но цвет ореола приобретает со временем голубизну.

ПТИЦА

Медитация над знаком птицы — астральное дыхание. Поза — Шавасана — ноги скрещены, руки — раскинуты в стороны вдоль тела.
ris5

  1. Спроецируйте Птицу (рис. 17) на тело; крылья — руки, верхний кружок — в Сахасраре, нижние концы — в Манипуре. Сконцентрируйтесь до появления ощущения легкости, полета и светло-голубого фона; погрузитесь в эти ощущения, удерживайте их до полного исчезновения.
  2. Зафиксируйте символ в Акитре, концентрируйтесь на нем. Если после некоторого времени возникает чувство смещения чакры вместе со знаком в пространстве — это признак хорошей медитации, не упускайте чакру из виду. Далее возникает чувство полёта или, что еще лучше, очень странное, если оно испытывается впервые, чувство отделения от физического тела, — происходит отделение эфирного тела. Если Трикута очищена, вы увидите его астральным зрением. Обратите внимание на чакры и нади, чистоту, цвет, свечение; темные места — это загрязненность, дисфункция.

Практически это даёт большое значение для диагностики и лечения. Постоянной медитацией приобретается умение управлять эфирным телом и потоками праны. Выполнение цикла 4 (здесь и далее — порядок упражнений для отдельного занятия). Джапа (чтение мантр), Пранаяма, Птица, Джива-комплекс, Медитация над Ям или Ниям, Медитация над ИМ, АУМ. Свободное выполнение Джива-комплекса — основное требование цикла.

ЦИКЛ 5

ХАТ

Хат (рис.18) гармонизирует астрал, но «приземляет», поэтому интенсивно пользоваться мантрой надо только при недомогании, бессоннице, перенапряжении, болезненных психических состояниях. Здоровый человек может читать Хат 3-6 раз перед сном. Произношение: «Х» — выдох(английское), плавно переходящий в «А», «Т» — твёрдое, резкое, произносите с силой выбрасывая воздух. Мантра читается с небольшим повышением в конце. Время 4-5 сек. Читать в Ваджрасане, руки закрыты. На вдохе фиксация знака Хат в Трикуте.

ТЮЛЬПАН. ДЖИВА-комплекс 1б

Знак тюльпана (рис. 19) можно применять лишь при полном освоении Джива-комплекса, после промывки всех чакр, не меняя позы (Шавасана), зафиксируйте Тюльпан в Муладхаре. Концентрируйтесь. Если чакры хорошо промыты, знак начинает всплывать по Сушумне. Движется Тюльпан толчками, неожиданно исчезая из поля зрения и появляясь выше. Перемещайте взгляд за символом. Тюльпан должен дойти по Сушумне до Сахасрары, войти в нее и исчезнуть, немедленно после этого из Муладхары поднимается волна праны и разливается по нади. Контроль: Вспышка в момент вхождения символа в Сахасрару и тепло, поднимающееся вслед за ним по Сушумне.

ДВУЗУБЕЦ

Двузубец (рис. 20) — ментальное дыхание. Сосредотачивайтесь на символе, поместив его в Брахмарандру. При хорошем сосредоточении — чувство «пустоты разума». Зрительно — очищение и стабилизация фона, появление на нем множества мелких голубых искорок. ОПАСНО применять Ин-медитацию к Птице и Двузубцу! В Джива-комплексе старайтесь наполнять чакру не импульсами, а непрерывным потоком праны.

Выполнение цикла 5:

Джапа
Пранаяма
Птица
Джива-комплекс 1б с Тюльпаном
Двузубец
Медитация
Аум

ЦИКЛ 6

АГНИ АУМ

Группа мантр Агни Аум — очень действенное упражнение. Наряду с эффектом
пранаямы даёт раскрытие соответствующей чакры, укрепляет ауру.Читать
лучше всего в Падмасане (Свастикасане). Руки — Дхьяна-Мудра.

ris6

АГНИ АУМ ИТ (рис. 21): Первые три слога Аг-ни-Аум во всех трёх мантрах произносятся одинаково на одной ноте с плавным переходом из одного в другой. ИТ — плавное повышение. «И» — резкое, «Т» — как в ХАТ.

АГНИ АУМ ТАТ (рис. 22): Т — короткое, А — плавно колеблющееся по высоте, причём средняя высота звука увеличивается.

АГНИ АУМ САТ (рис. 23): «С» — короткое, обычное. Звук «А» — часто вибрирующий, с повышением. «Т» — резко

Работа с символами — обычная или Ин-медитация в чакрах: ИТ — в Трикуте, ТАТ — в Брахмарандре, САТ — в Сахасраре. Контроль: Поток праны, эйфория.

ЛОТОС
ris7

Медитация над знаком Лотоса (рис. 24) — прекрасная крия. К сожалению, даже цветное изображение передает его только очень приблизительно. Черно-белое же — только смутный намек на символ. Мой совет — медитируйте сначала над этими очертаниями, над цветом символа, старайтесь проникнуть за завесу. При точной визуализации Лотоса вас охватит чувство красоты — вот критерий правильности. Медитация — обычная визуализация или фиксация в чакрах. Ин-медитация бесполезна.

Выполнение цикла:

Джапа
Пранаяма
Птица
Джива-комплекс 1б
Мантры Агни Аум
Медитация

Не заостряйте внимания на эйфорических состояниях, идите дальше. При появлении болей в чакрах, на время прекратите пение Агни Аум.

ЦИКЛ 7

ДЖИВА КОМПЛЕКС 2

Выполнение этого комплекса реально только после очистки астрального тела и приобретения навыков в медитации. 1-2 раза в неделю наряду с Джива-комплексом 2 необходимо выполнять Джива-комплекс 1.

Поза та же, что и в комплексе 1 (Шавасана). Из Сахасрары в Муладхару введите и зафиксируйте световую спицу, пронизывающую Сушумну вдоль. Сформируйте в Сахасраре шарик праны, уплотните его, закручивая вокруг оси, и посылайте вниз до Муладхары. Когда шарик достигнет ее — слышится легкий щелчок. Отсутствие щелчка означает, что шарик недостаточно плотен, либо он остановился на полпути. В обоих случаях его надо распылить. Посылайте шарики вниз, пока они, как костяшки на счетах, не заполнят всю спицу до Сахасрары (следите за щелчками!).

Потом разожгите в Манипуре оранжевый огонь и гоните его одновременно вверх и вниз, так, чтобы он окружил нанизанные на спицу шарики; допустимы колебания огня вверх и вниз, но не его исчезновение. Шарики начнут сплавляться в целый столб. Когда сплавляется нижняя часть от Манипуры до Муладхары (она сплавляется обычно раньше верхней части), в Муладхаре появляется голубой огонь и пульсирует там, пока не сплавится и верхняя часть. В момент, когда все шарики сольются, вверх по Сушумне проскакивает яркая, мощная голубая вспышка, при этом оранжевый огонь исчезает и энергия быстро растекается по нади.

После успешного выполнения этого комплекса может начаться спонтанная медитация, будьте готовы к этому и не спешите встать.

СОЛЬ

Мантра Соль (рис. 25), как и Хат, гармонизирует работу чакр, но, в отличие от Хат, равновесие достигается не «приземлением» а стимуляцией. Внимательно следите за правильностью выполнения: С — обычное, короткое, О — протяжное, ровное, немного А. ЛЬ — произносится как ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ — водите кончиком языка по небу с периодом около 1 сек. Поза: Падиасана (Ардхападмасана). Руки Дхьяни-Мудра. Ин-медитация в Вишудхе или Сахасраре. Выполнение цикла — на ваше усмотрение. Важна регулярность.

ЦИКЛ 8

ПРАНАЯМА 3

Поскольку доступна только хорошо подготовленным йогам, не привожу объяснения терминов. Принять Халасану, произносите про себя мантру; Хам. После появления звенящего свиста перейти в Матсиасану; Ин-иедитация в Вишудхе в сочетании с Наули. Поток идет через Вишудху и Сахасрару. Контроль: Появляется ясность мышления и легкость общения.

РОЗА
Медитация на знак Розы (рис. 27) дает немедленный результат у бхактов. Это один из символов Божественной Любви. Даже, если вы атеист, но хорошо медитируйте, изменения в вашей натуре скоро будут замечены окружающими. Предпочтительна Ин-медитация в Анахате или Трикуте.

ХИАЛ
Медитируйте на символе (рис.28) путем обычной визуализации. Мантра произносится в любой асане (руки замкнуты). Х — выдох. И — на одной ноте. А — несколько ниже. Л — долгое. Хиал вводит в резонанс с вибрациями Света, появляется глубинное спокойствие, уверенность. Исчезает чувство одиночества. В выполнении цикла можно заменить Пранаяму 3 вместо Джива-комплекса. Все больше времени уделяйте медитации.

ЦИКЛ 9

УЛИТКА

Устраняет стереотип мышления, облегчает выделение астрального тела и помогает получению информации прямым путем. Поочередная медитация на знаке (рис. 29) в Трикуте, Брахмарандре и Сахасраре.. Вначале может занимать не менее часа. Возникает ощущение полета по какой-то трубе, странные воспоминания и т. д.

ДЖИВА-КОМПЛЕКС 3

Это наиболее сложный и чреватый осложнениями комплекс. Поза — та же, что и в предыдущих Джива-комплексах.
ris8

Поместите Т1 (рис. 30) в манипуру, линии соедените с Идой и Пингалой. Начинайте Ин-медитацию. Т1 трансформируется в Т2 (рис.31), а тот в свою очередь в Т3 (рис.32), после чего медленно поднимайте его вверх по Сушумне. В одной из вышележащих чакр развернется эффект, неподдающийся описанию. Практиковать только в хорошем состоянии; при малейших болях, судорогах, страхе — прекращайте медитацию и читайте Хат.

ЦИКЛ 10

ЧАЙКА

Знак Чайка (рис.33) фиксируется в Анахате или Вишудхе. Одновременно — концентрация на чувстве прохлады и открытого пространства. Медитация на Чайке помогает устранять наиболее тонкие извращения восприятия.

САН
Голосом мантру Сан воспроизвести невозможно; С — тонкий, звенящий свист, он расширяется и углубляется, звон исчезает. А — уходит вдаль, отдаваясь эхом — Н. Медитация: Фиксация символа (рис. 34) или Ин-медитация в Анахате, одновременно концентрация на звуке, слияние звука и символа. Феномены, возникающие при этом, я сознательно не описываю. Одно из первых проявлений Сан — чувство растворенности.

НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАКИ

ЗМЕЯ
Ин-медитация в Трикуте над образом нужного вам человека. Далее фиксируйте в Брахмарандре знак Змеи (рис. 35); внешний фон Змеи расплывается в белый экран. Змея при этом присутствует за ним. На экране появляется Мандала — картинка — этот человек в настоящий момент, окружающая его обстановка. Таким образом, медитация на Змее дает один из простых эффектов ясновидения.

СОСНА, БАБОЧКА, ХИЖИНА
ris9

Сосна (рис.36), Бабочка (рис. 37), Хижина (рис. 38) — знаки, употребляемые для лечения. Техника может быть различная; символ посылается с потоком праны, визуализация и т. д. Нюансы легко постигаются на практике. Очень приблизительно: Сосна — для лечения воспалений, травм.

Бабочка — при нервных заболеваниях. Хижина — специфический символ для лечения гриппа.

Точно и устремлено выполняя упражнения 10-ти циклов, можно добиться, как минимум, навыков в управлении вниманием, эмоциями, потоками праны. Кунта-йога прекрасно сочетается с другими видами Садханы. Многие феномены не описаны, но медитация даст ответ на любой вопрос — только сформулируйте его правильно, опираясь на пройденное. Часто разгадка приходит после овладения следующим циклом. Недостатка в работе у вас не будет — идите же, не останавливаясь; каждая решенная задача — ступень.

Желаю успеха. Хари Аум.